Одним из наиболее расхожих выражений нашего времени, пожалуй, можно считать лозунг: «Дети — наше будущее», который разные люди понимают по-разному. По мнению одних, именно от детей, от того, как их будут воспитывать и какими они вырастут, зависят нравы и образ жизни последующего поколения. И с этим трудно не согласиться. Но другая часть взрослых убеждена, что детям еще предстоит стать людьми в будущем, а до той поры власть старших и особенно родителей должна быть абсолютной и непререкаемой. Считаться же с мнением ребенка, уважать его личность и достоинство вовсе не обязательно. Кроме того, в последние годы изменился подход к установлению ответственности за результаты воспитания. Если раньше в случае отклоняющегося поведения ребенка родители под предлогом занятости на работе могли предъявлять претензии педагогам (мол, вам за это деньги платят), то сейчас главным институтом социализации и воспитания признана семья. А вечная проблема «отцов и детей» наполнилась новым содержанием, причинами расхождения родителей и взрослеющих отпрысков становятся не джинсы, фарцовка или «тяжелый рок», как в 60-80-е гг. XX в., а наркотики, ранние сексуальные связи и т.п. Среди последних вслед за медиками и представителями правоохранительных органов значимая роль отводится администрации учреждений образования, педагогам - психологам и педагогам социальным, кураторам, преподавателям, мастерам производственного обучения, в профессиональные обязанности которых входит защита прав и интересов детей. Этим специалистам зачастую приходится объяснять родителям, какие действия по отношению к ребенку являются насилием, поскольку многие отцы и матери с трудом признают необходимость бережного обращения с детьми, хотя и заявляют, что живут только ради них. При этом взрослым даже в голову не приходит поинтересоваться, что думает об этом сам объект постоянной заботы. Совпадают ли его устремления с желаниями родителей, а если нет, то в чем заключаются расхождения и насколько они важны. В ходе разъяснения разницы между насилием и такими воспитательными мерами, которые можно отнести, в крайнем случае, к принуждению или наказанию, следует обратиться к нормативно-правовым документам. Как определено в юридической справочной литературе, «насилие — это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)». Применительно к ребенку, права которого специфичны вследствие слабости и зависимости от взрослых, насилие может проявляться не только как физическое, сексуальное, психологическое, моральное, но и в виде пренебрежения основными интересами и нуждами детей. Жестокое обращение с детьми, насилие — любые умышленные действия или бездействие родителей, педагогов и других лиц, от которых ребенок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическом) здоровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие или социализацию.
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:
■ физическое насилие — нанесение ребенку физических повреждений, включая телесные наказания, вовлечение детей к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
■ сексуальное насилие - использование ребенка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослого или с целью извлечения прибыли (вовлечение детей в занятие проституцией и порнографию), демонстрация детям порнографической литературы;
■ психическое (эмоциональное) насилие отсутствие любви и внимания к ребенку, словесные оскорбления, унижение достоинства ребенка, брань и угрозы в его адрес;
■ пренебрежение основными нуждами ребенка неудовлетворение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, естественных для нормального роста и развития потребностей ребенка в пище, жилье, одежде, заботе, медицинской помощи, образовании.
Жестокое обращение с детьми не может просто рассматриваться как следствие психической патологии или морально-этической неразвитости конкретного взрослого. Это — социально-психологическое явление, отражающее особенности положения, занимаемого ребенком в обществе. Исторически сложилось так, что и в семье, и в обществе он находится в зависимом положении, а его поведение полностью контролируется взрослыми. Очень часто он оказывается для последних удобным и единственно возможным объектом для демонстрации своей власти и контроля.
К косвенным формам эмоционального насилия иногда относят:
■ неупорядоченность взаимных отношений родителей, их неспособность найти между собой общий язык;
■ разрешение конфликтов между родителями силовым воздействием;
■ манипулирование ребенком во взаимных отношениях;
■ попытки изменить темперамент ребенка (успокаивать холерика или подталкивать, ускорять флегматика).
Пренебрежительное отношение проявляется, когда ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
В последние годы стали выделять и экономическое насилие, которое констатируют, если:
■ не удовлетворяются основные потребности ребенка, его поведение контролируется с помощью денег;
■ взрослыми растрачиваются семейные деньги;
■ ребенок используется как средство экономического торга при разводе. Очень тонкая работа предстоит сотрудникам социально-педагогической и психологической службы, если физическое насилие над ребенком происходит в семье. Основные причины жестокости родителей носят социально-экономический или психологический характер. В качестве социально-экономических причин выступает, прежде всего, нищета, ее истоки и последствия в виде безработицы, перенаселенности, социальной изоляции, закрытости, наконец, стрессового состояния взрослых, не умеющих управлять своими эмоциями и «разряжающихся» на наиболее доступных и находящихся в зависимом положении объектах.
К психологическим причинам относят низкий образовательный, правовой и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей, знаний о ненасильственных методах воздействия на ребенка.
Кроме причин можно выделить и факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми. В их число включают следующие характеристики семьи или ребенка:
■ неполные, многодетные и приемные семьи, присутствие отчимов или мачех;
■ наличие в семье бывшего заключенного, а также больного алкоголизмом или наркоманией;
■ нежеланный ребенок, или имеющий особенности умственного (физического) развития, отличающийся девиантным поведением.
Работая с родителями, допускающими физическое насилие над детьми, нам приходится вначале обсуждать вопрос: «Можно ли наказывать детей?» Естественно, любой родитель порой может потерять терпение, и не дай Бог ребенку попасться под руку в этот момент. В результате рукоприкладство дает возможность взрослому выплеснуть свой гнев, но не приносит пользы детско-родительским отношениям, поскольку не имеет ничего общего с воспитанием. Логика в случаях жестокого обращения родителей с детьми начисто отсутствует. Если физическим наказанием взрослые хотят доказать свою правоту или добиться послушания, то это им вряд ли удастся. Ударив провинившегося ребенка, они демонстрируют только свое превосходство в силе, которое и так очевидно, а, «уберегая» при помощи побоев детей от бед и сложностей предстоящей жизни, родители тем самым снижают порог их сопротивляемости соблазнам, препятствуют формированию устойчивости, поэтому специалисты социально-педагогической и психологической службы, прежде всего, разъясняют родителям суть ненасильственных методов воспитания, воздействия на детей с учетом их интересов, способностей и возможностей. Существуют, вытекающие из законов развития личности, апробированные временем правила, при соблюдении которых воспитание может быть успешным.
разгарнуць » / « згарнуць