1) Самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклассников - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача - просто подать правильный сигнал учащимся.
2) Если в классе есть ребенок, отличающийся чрезмерной агрессивностью и конфликтностью, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания учащегося. Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое.
3) Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы, и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть - ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.
4) Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли. На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.
5) Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым педагогом и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным.
6) Подскажите ребенку несколько «волшебных фраз», остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: «Я рад, что вам так весело». Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: «Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях». Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить.
Рекомендации педагогам по повышению
социометрического статуса изолированных учащихся,
при условии отсутствия буллинга в классном коллективе:
1) Вовлечь изолированного ребенка в интересующую его деятельность.
2) Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.).
3) Постараться преодолеть аффективность ребёнка (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
4) У некоторых детей рекомендуется выработать адекватную самооценку, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми в кругу сверстников:
- сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
- помогайте избежать ошибок и поддерживайте при неудачах;
- обратите внимание родителей на неуверенность в себе ребёнка. Необходимо, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку при заниженной самооценке;
- учитывайте во время подготовки и проведения контрольных и самостоятельных работ индивидуальные психофизические особенности учащегося;
- учите учащихся спокойно относиться к критике, без агрессии, уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания;
- помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными;
- анализируйте вместе с учащимся его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на примере своего жизненного опыта;
5) Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
6) Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
7) Важно наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится. Прежде всего, постарайтесь найти какие-нибудь достоинства в ребенке и невзначай отметьте их перед классом. Попробуйте для себя и остальных людей негатив обратить в позитив, например, можно думать, что он «не упрямый осел, а крепкая скала».
8) Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
Можно использовать для этого в работе с учащимися интерактивные игры, которые ближе знакомят детей друг с другом, дают эффект единения с группой, выводят из ощущения одиночества. Игротерапия – лучшее лекарство для сплочения классного коллектива как младших школьников, так и подростков.
Педагог-психолог Е.А. Гаевская
разгарнуць » / « згарнуць