В ГУО «Средняя школа №3 г. Пинска» в рамках проекта «Азбука равных возможностей» ежегодно проходит неделя толерантности, приуроченная к Международному дню толерантности. В школе обучаются учащиеся с особенностями психофизического развития, в частности, с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), нуждающиеся в персональном сопровождении специалистов.
Цель мероприятий недели: формирование у участников образовательного процесса толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития, привлечение внимания общественности к нуждам и проблемам данных учащихся, формирование инклюзивной культуры и развитие инклюзивных процессов в образовании, а также пропаганда дефектологических знаний.
Внимание всех посещающих учреждение образования привлекал школьный стенд «Толерантность – это путь к миру», содержащий план недели, а также отражающий информационную и практико-ориентированную направленность данной недели.
В библиотеке была подготовлена выставка книг и произведений о дружбе, милосердии, сострадании и уважении к окружающим, независимо от их физических или интеллектуальных возможностей, где каждый учащийся мог прикоснуться к зернам литературной мудрости.
Педагоги, имеющие непосредственное отношение к специальному образованию, Веренич И.Г., Залеская Е.Л., Сверепа О.С., Легкая И.В. запланировали разнообразные по тематике и форме проведения мероприятия.
Веренич И.Г. и Залеская Е.Л. приняли участие в городском инклюзивном творческом конкурсе «Я через сердце вижу мир», приуроченный к Международному дню толерантности. Коллективные работы учащихся специальных классов «Мы разные, но мы вместе» (I «Д») и «Доброта исходит из сердца» (II «Д») были представлены для участия в конкурсе. По итогам конкурса работа учащихся I «Д» класса награждена Дипломом II степени.
Активное участие приняли учащиеся I – IV классов в конкурсе рисунков «Дружат дети всей Земли», в которых отражалось отношение не только к людям с ограниченными возможностями, но и по национальности, мировоззрению.
На протяжении недели, классные руководители проводили беседы и классные часы, направленные на формирование качеств толерантности и таких понятий как дружба, забота, уважение к людям. В школе прошли единые дни информирования по теме «Толерантность всегда и во всем» на I ступени общего среднего образования. Классные часы также отражали тематику толерантного отношения к окружающим «Толерантность – это дружба», «Толерантность – это доброта души».
Учителя-дефектологи и воспитатели персонального сопровождения организовали инклюзивный мастер-класс детских цветков-ладошек под названием «Как хорошо, что мы вместе», в котором учащиеся специальных классов, совместно с учащимися I ступени общего среднего образования, выразили свое толерантное отношение друг к другу с помощью ладошек и красок.
12 ноября 2020 года на базе ГУО «Средняя школа № 3 г. Пинска» прошло городское учебно-методическое объединение учителей-дефектологов и воспитателей персонального сопровождения по теме «Организация образовательной среды для учащихся с расстройством аутистического спектра». Педагоги в интерактивной форме провели обучающий семинар с привлечением родителей, воспитывающих учащихся с РАС, подготовили рекомендации родителям и буклеты в помощь педагогам, работающим с учащимися с РАС.
Поэтому инклюзивная направленность образовательного процесса, мероприятия по формированию инклюзивной культуры у участников образовательного процесса имеют огромное значение не только для его участников, но и для общества в целом, так как формируют ряд духовных и социальных компетенций, а, значит, способствуют интересам устойчивого развития для всех.