Занятие 13.НДС — наше все
Горячие дискуссии вокруг налога на добавленную стоимость не случайны. НДС — это косвенный налог, то есть в отличии от прямых налогов, он представляет собой надбавку к цене и не зависит от дохода налогоплательщика. И платят его все — и побогаче, и победнее. В Беларуси ставка НДС до 2010 года составляла 18 процентов, но правительство пролоббировало увеличение НДС до 20 процентов, а были предложения об увеличении ставки и до 22 процентов.
Для потребителя важность этого шага сложно переоценить — НДС напрямую влияет на конечную цену товаров и услуг. Важность НДС для государства также исключительная — этот налог обеспечивает в Беларуси около 24 процентов доходов консолидированного бюджета, не зависит от экспортной конъюнктуры, а собирается куда лучше, чем, к примеру, налог на прибыль. Тем более в условиях кризиса прибыли у компаний вполне может и не быть.
Европейский опыт
В ЕС ставка НДС колеблется от 15% на Кипре до 25% в Швеции и Дании. Согласно исследованию KPMG International, в последнее время острая необходимость в увеличении государственных доходов заставляет власти многих стран предпринимать активные действия, направленные на повышение налоговых сборов за счет косвенных налогов, таких как, НДС и акцизы. Решение такое обычно дается непросто. К примеру, болезненность изменений ставки НДС доказала ситуация в соседней Литве — повышение НДС в 2009 году с 18% сперва до 19, а затем и до 21% вызвало рост цен и бурную негативную реакцию бизнеса.
Льготный тариф
Традиционно во всем мире много льготников, освобожденных от уплаты НДС или уплачивающих налог по сниженной ставке. В основном это экспортеры, производители социально значимых товаров и услуг, а также услуг с высокой долей добавленной стоимости (к примеру, парикмахерских).
В Беларуси для смягчения негативного влияния от увеличения ставки НДС с 2010 года расширен перечень применяемых льгот по этому налогу. В частности, серьезно дополнен перечень товаров и услуг, освобождаемых от НДС. К традиционному перечню (лекарства; медицинские услуги за исключением косметологии; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и обучению в кружках, секциях и музыкальных школах; услуги в сфере культуры и искусства; ритуальные услуги, памятники, ограды; лотерейные билеты и др) добавлены также обороты по реализации работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ; услуги ломбардов; услуги парикмахерских и бань, услуги по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техобслуживанию бытовых приборов.
Происхождение или назначение?
В мире существует два принципа взимания НДС: принцип страны происхождения товара или услуги и принцип страны назначения. При применении принципа страны происхождения НДС облагается добавленная стоимость, произведенная внутри страны, а при использовании принципа страны назначения НДС облагаются товары и услуги, потребляемые внутри страны, независимо от того, где они выпущены.
Таким образом, при использовании принципа страны происхождения НДС облагаются экспортируемые потоки, страны назначения — импортируемые товары и услуги.
Для Беларуси типично отрицательное сальдо торгового баланса, причем в последние годы импорт все более серьезно обгоняет экспорт. Так что использование принципа страны назначения весьма выгодно — это приводит к увеличению поступлений в бюджет из-за превышения налоговых поступлений от импорта над суммами возврата НДС экспортерам.
Традиционно в мире, в том числе в Беларуси, НДС взимается по принципу страны назначения, то есть товар облагается НДС в той стране, где потребляется. При этом, чтобы избежать двойного налогообложения, в стране производства экспортируемые товары облагаются по ставке 0%, а НДС, уплаченный экспортером своим поставщикам на внутреннем рынке, возмещается из бюджета.
Одно исключение из этого принципа существовало до 2005 г — в торговле с Россией до этого времени действовал принцип уплаты НДС по стране происхождения товара, и НДС уплачивался в бюджет того государства, в котором зарегистрирован продавец товара.