Уважаемые родители! У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал если не обязательно красивым, то непременно счастливым. Вы мечтали, чтобы
■ мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
■ девочка — обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой, умной;
■ каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.
Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. А если что-то не сложилось, давайте вместе порассуждаем, почему так произошло. Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие «неудобные» вопросы. Как отвечать на них, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что происходит с ребенком? Вы часто ищете решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
НИКОГДА
■ не ревнуйте ребенка к авторитету педагога;
■ не требуйте от него того, к чему он не готов по возрасту;
■ не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
■ не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
■ не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
Подростков 13—16 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом второго кризиса. Основная причина — физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.
РЕБЯТАМ СВОЙСТВЕННЫ:
■ тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
■ частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
■ повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
■ стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
■ отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
■ появление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
■ демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ С ПОДРОСТКОМ:
■ помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
■ выделяйте деньги на карманные расходы;
■ в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
■ объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
■ учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
■ будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
НИКОГДА
■ не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
■ не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
■ не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
■ не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать того, что Вам не нравится;
■ не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
■ не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
■ не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если его выбор Вам не по душе.
раскрыть » / « свернуть