Цель и этапы профессиональной ориентации учащихся
с особенностями психофизического развития
Целью профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития является удовлетворение интересов общества, государства и личности учащихся в обеспечении возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка труда в квалифицированных, конкурентноспособных кадрах.
Этапы достижения данной цели (Приложение 1) определяются с учетом:
ступеней общего среднего образования и общих задач профессиональной ориентации на каждой из них;
требований образовательного стандарта «Специальное образование (Основные нормативы и требования)»;
особенностей организации и содержания трудового обучения учащихся с особенностями психофизического развития в рамках образовательных программ специального образования: образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Проведение подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора – общая задача профессиональной ориентации на I ступени общего среднего образования с учащимися, имеющими нормативное развитие, и с учащимися с особенностями психофизического развития, осваивающими
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования.
Применительно к специальным общеобразовательным школам (школам-интернатам) на IIступени общего среднего образования образовательный стандарт «Специальное образование (Основные нормативы и требования)» определяет требование формирования профессиональных намерений, составляющих основу для профессионального самоопределения учащихся. Представленные в Приложении 1 задачи обеспечения предварительного (первичного) профессионального выбора и практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения не противоречат данному требованию, но учитывают возможность продолжения образования в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. Предполагается, что для многих учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и других категорий учащихся с особенностями психофизического развития выбор продолжения образования в учреждениях профессионально-технического образования может оказаться предпочтительным.
С учетом предварительности (первичности) профессионального выбора (II ступень) на III ступени общего среднего образования ставится задача уточнения (корректировки) этого выбора. Задача же обеспечения практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения раскрывает определенную Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь задачу построения учащимися личной профессиональной перспективы.
С учетом особенностей умственного развития и замедленности процесса усвоения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью задача проведения с ними подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора фактически решается при обучении не только в I–V, но и VI–VIII классах. Однако в данный период трудового обучения за счет его большого объема (не менее 6 часов в неделю) становится возможным не только повышение уровня предварительной подготовки к осуществлению профессионального выбора, но и обеспечение практически-действенного освоения разных видов труда в рамках действующей учебной программы. Далее (при обучении в IX–X классах) принимается во внимание возможность получения последующей профессиональной подготовки в XI–XII классах первого отделения вспомогательной школы либо учреждениях профессионально-технического образования.
Результатом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение – состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
Содержательная характеристика подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению
Подготовка к профессиональному самоопределению учащихся, осваивающих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования (учащихся с нарушениями зрения, нарушением слуха, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи)
I ступень общего среднего образования (I–IV (V) классы)
Проводится работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, содержание которой фактически является общим с профориентационной работой с учащимися, имеющими нормативное развитие. У учащихся формируются элементарные представления о профессиональном труде, раскрывается общественная необходимость труда, воспитываются положительное отношение к труду, потребность быть полезным людям.
На учебных занятиях по предмету «Человек и мир», литературному чтению, трудовому обучению и по другим учебным предметам, в процессе внеучебной деятельности (экскурсий, бесед, встреч, занятий кружков) у учащихся формируются: представления об областях профессиональной деятельности, о многообразии профессий; начальные знания о массовых профессиях (название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) ее представителя, результаты труда, возможные места работы работника данной профессии, проявляемые качества (на конкретных примерах наблюдений, литературных текстов).
На учебных занятиях по трудовому обучению, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в учреждении образования и в домашних условиях, общественно полезного труда в учреждении образования (в т. ч. на пришкольном учебно-опытном участке) учащиеся овладевают доступными трудовыми навыками и умениями, приобретают привычку к систематическому труду, приучаются к ответственности за его результаты.
Содержание работы, которая проводится в процессе учебных занятий, согласуется с учебными программами и определяется главным образом содержанием учебных пособий для учащихся общеобразовательной школы (по которым образовательным стандартом «Специальное образование (Основные нормативы и требования)» предусмотрено обучение учащихся с особенностями психофизического развития) и имеющим близкое к ним содержание учебных пособий для специальных общеобразовательных школ.
Особо необходимо иметь в виду общее с общеобразовательной школой содержание трудового обучения в рамках образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и то обстоятельство, что в классах интегрированного обучения и воспитания уроки трудового обучения с учащимися с особенностями психофизического развития проводятся только в составе класса. При необходимости на этих уроках к ним применяется индивидуальный и дифференцированный подход.
В этой связи необходимо исходить из того, что специфика работы по профессиональному самоопределению учащихся с особенностями психофизического развития определяется не столько ее содержанием, сколько особенностями взаимодействия педагогов и учащихся и учащихся между собой. В классах интегрированного обучения и воспитания особо важно обеспечить это взаимодействие в процессе внеучебной деятельности. Учащиеся с особенностями психофизического развития включаются во все ее формы, в т. ч. в общественно полезный труд. При наличии объективно обусловленных ограничений (например, вследствие нарушений функций опорно-двигательного аппарата) они выполняют доступные им поручения.
Освоение доступной трудовой деятельности – важнейшая составляющая подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора на I ступени общего среднего образования.
II ступень общего среднего образования (V(VI)–IX(X) классы)
Для обеспечения первичного профессионального выбора продолжается работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания. Раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, у учащихся расширяются представления о профессиональном труде, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, повышается престиж рабочих профессий и на этой основе создается позитивный образ человека труда, формируются образовательные и профессиональные интересы и мотивы учащихся. Для этого, как и с учащимися, имеющими нормативное развитие, используются:
уроки трудового обучения;
уроки по общеобразовательным учебным предметам;
общественно полезный труд;
факультативные занятия;
занятия кружков;
профориентационные уроки и классные часы;
интерактивные беседы и лекции;
профориентационные игры;
встречи учащихся с представителями учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования, трудовых коллективов;
экскурсии в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, на предприятия;
профессиональные недели;
оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях;
конкурсы мультимедийных профессиограмм, составленных учащимися, и др.
Важнейшее значение имеет организация самостоятельного поиска учащимися профессиональной информации в печатных средствах массовой информации и в системе Интернет.
Содержание работы, направленной на решение задач профессионального самоопределения, в рамках образовательного процесса в целом не является специфичным. Необходимо исходить из общности содержания образования, которое на II ступени общего среднего образованияимеет специфику лишьв рамках «Адаптивной физической культуры и здоровья» (учащиеся с нарушениями зрения и с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) и обучения языкам (учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и учащиеся с нарушением слуха при обучении по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для данной категории детей).
В то же время особое внимание следует уделить эффективности трудового обучения как важнейшей предпосылки подведения учащихся к выбору рабочей профессии. В этой связи рекомендуется также обеспечивать включение учащихся с особенностями психофизического развития в факультативные и кружковые занятия трудовой направленности, в т. ч. совместно с учащимися, имеющими нормативное развития.
В работе с учащимися с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха в рамках внеучебной деятельности проводятся воспитательные мероприятия профориентационной направленности, имеющие как общее (в особенности в классах интегрированного обучения и воспитания), так и специфичное содержание. Начинается их знакомство с предприятиями ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и ОО Белорусское общества глухих». Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в условиях образовательной интеграции включаются в общие профориентационные мероприятия.
С учетом возможности продолжения образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования проводится работа в области профессиональной диагностики, организуется профессиональное консультирование и оказывается психологическая поддержка. Определяются образовательные и профессиональные интересы и мотивы учащихся, проводится подготовка к осуществлению личностного выбора варианта трудоустройства или продолжения образования.
Для решения задач профессиональной ориентации целесообразно применять компьютерные программные педагогические средства, рекомендованные Министерством образования для использования в учреждениях общего среднего образования, в т. ч. разработанные Республиканским центром профессиональной ориентации молодежи:
электронную профориентационную карту учащегося;
пакет психодиагностических методик «Профиль»;
компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников «Самоопределение»;
электронное пособие «Профориентолог» для информационно-методической и диагностической поддержки педагога-психолога в учреждении общего среднего образования для сопровождения профессионального самоопределения учащихся;
электронное пособие «Парад профессий» для информационно-методической помощи учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии;
электронное пособие «Классный выбор», адресованное классному руководителю;
электронное пособие «Уголок профориентации», включающее комплект информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики и др.
Возможность и целесообразность использования указанных программных педагогических средств определяется отсутствием у учащихся интеллектуальной недостаточности, а также овладением общей общеобразовательной подготовкой.
С учетом данных профессиональной диагностики, позиции родителей и других факторов обеспечивается профессиональное консультирование и практическое принятие решения о выборе профессии и путях ее получения учащимисяIX(X) классов, поступающими в учреждения профессионально-технического или среднего специального образования. При выполнеии такого выбора нужно обеспечить понимание учащимися того, что он ни в коей мере не ограничивает возможности продолжения образования на уровне высшего образования.
III ступень общего среднего образования (X(XI)–XI(XII) классы)
Решение задачи уточнения (корректировки) предварительного (первичного) профессионального выбора и обеспечения практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения обеспечивается работой в области профессиональной диагностики, профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, которая осуществляется с учетом возможности продолжения образования в учреждениях не только профессионально-технического и среднего специального, но и высшего образования, а также возможности организации и проведения допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся, в том числе на базе учреждений профессионально-технического образования.
Содержание подготовки к профессиональному самоопределению определяется, соответственно, задачами выявления образовательных и профессиональных интересов и мотивов, расширения представлений о профессиональном труде, формирования успешного опыта практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями каждого, формирования умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами (в т. ч. определяемыми запросами рынка труда), выработки собственной жизненной позиции на этапе профессионального выбора и проектирования успешной карьеры, включения в моделируемую будущую профессиональную деятельность, построения личной профессиональной перспективы. Осуществлению профессионального выбора содействуют профессиональная консультация и психологическая поддержка.
Использование различных групповых (см. подраздел II ступень общего среднего образованияV(VI)–IX(X) классы) и индивидуальных (в первую очередь консультаций) форм работы с учащимися, обеспечивающих профессиональное самоопределение, осуществляется с учетом их возрастных особенностей и расширившегося опыта.
Для обеспечения работы по реализации задач данного этапа профессионального самоопределения (см. подраздел II ступень общего среднего образованияV (VI)–IX (X) классы) используются указанные выше программные педагогические средства, а также:
электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;
электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии».
Подготовка к профессиональному самоопределению учащихся, осваивающих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
I–V классы
На учебных занятиях и в процессе внеучебной деятельности, как и с обучающимися других категорий, проводится работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, направленная на формирование элементарных представлений о профессиональном труде, раскрытие общественной необходимости труда, воспитание положительного отношения к труду и потребности быть полезным людям.
При определении содержания данного (пропедевтического) периода учитываются познавательные возможности этих учащихся, позволяющие усваивать лишь сведения, подкрепленные результатами наблюдений за трудом представителей отдельных профессий, либо хорошо иллюстрированную информацию, а также ограниченность житейского опыта этих учащихся.
На учебных занятиях учащиеся знакомятся с профессиями своих родителей, работников школы, медицинских работников, работников учреждений бытового обслуживания и др. в соответствии с содержанием действующих учебных программ. Профессии, с которыми учащиеся знакомятся во внеучебное время, определяются с учетом производственного окружения школы и складывающихся интересов учащихся к миру профессий. Учащиеся узнают название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) ее представителя, результаты труда, возможные места работы работника данной профессии, проявляемые качества (на конкретных примерах наблюдений, литературных текстов).
Учитывается, что проводимая коррекционно-педагогическая работа и условия организации трудовой подготовки (выделение на трудовое обучение в I–IV классах по 2 часа в неделю и в V классе 4 часа в неделю) повышают возможности учащихся в усвоении не только профессиональной информации, но и практического опыта учебно-трудовой деятельности, что важно для формирования у учащихся адекватных представлений о своих трудовых возможностях.
В условиях образовательной интеграции необходимо иметь в виду, что один урок трудового обучения проводится учителем-дефектологом, а второй – в составе класса. Участие в уроке трудового обучения в составе класса рассматривается как важнейшая предпосылка успешного решения задач трудового воспитания.
VI–VIII классы
Продолжается работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, направленная на повышение уровня предварительной подготовки к осуществлению профессионального выбора. Решаются задачи, общие с задачами подготовки к профессиональному самоопределению учащихся других категорий: раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, у учащихся расширяются представления о профессиональном труде, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, повышается престиж рабочих профессий и на этой основе создается позитивный образ человека труда. Для этого используются:
уроки трудового обучения;
уроки по общеобразовательным учебным предметам;
занятия кружков, в особенности трудовой направленности;
общественно полезный труд;
беседы о профессиях;
встречи учащихся с представителями трудовых коллективов;
производственные экскурсии;
профессиональные недели;
оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях.
Использование несколько более узкого круга форм организации работы по профессиональному самоопределению обусловлено труднодоступностью для учащихся с интеллектуальной недостаточностью отдельных из них (например, лекций, работы по созданию мультимедийных презентаций), а также нецелесообразностью знакомства в данный период с учреждениями профессионально-технического образования.
Работа по формированию представлений и знаний о различных профессиях должна обеспечивать не только их расширение и углубление, но также развитие умения анализировать содержание профессиональной деятельности и оценивать профессии с позиций требований к работнику и спроса на них в своем городе (районе). Обеспечивается систематизация и сопоставление информации о разных профессиях по тем же параметрам, что и в I–V классах: название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) ее представителя, выполняемые работы и т.д.
В VIII классе в соответствии с разделом «Профессиональное самоопределение» (подраздел «Мир профессий») учебной программы по трудовому обучению предусматривается ознакомление учащихся с отраслями сферы материального производства, отраслями непроизводственной сферы экономики, профессиями рабочих, общими для всех отраслей народного хозяйства. В рамках этой работы обеспечивается систематизация имеющейся у учащихся профессиональной информации.
Решение указанных задач осуществляется с учетом специфики организации трудового обучения, в т. ч. его объема (6–8 часов в неделю), позволяющего обеспечивать освоение на практически-действенном уровне разных видов труда, осознание учащимися своих трудовых возможностей во взаимосвязи с формированием у них умений объективно оценивать свои достижения, определять конкретные затруднения в овладении технико-технологическими знаниями, технологическими операциями и видами работ. Это крайне важно для воспитания у учащихся адекватных запросов на овладение профессией, которое предполагает умение сопоставлять реальные возможности с требованиями к профессиональным знаниям и умениям.
На данном этапе профессионального самоопределения особое внимание обращается на пропаганду рекомендованных профессий строительства (штукатур, маляр) и других отраслей производства (столяр, швея, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования), профессий сельскохозяйственного (садовод, овощевод, животновод) и обслуживающего (уборщик территорий, дворник, уборщик помещений (производственных, служебных), санитарка) труда, других профессий малоквалифицированного и неквалифицированного труда.
Независимо от условий получения образования (во вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), классах интегрированного обучения и воспитания) для решения данных задач необходимо примененять специфичную методику трудового обучении и воспитания.
Специфичной является не только организация трудового обучения (с учетом его объема, содержания и условий образовательной интеграции), но также организации деятельности учащихся во внеучебное время. Любое внеклассное мероприятие (в особенности в условиях образовательной интеграции) требует проведения с учащимися с интеллектуальной недостаточностью предварительной подготовительной работы. Ее содержание состоит в предварительном ознакомлении с объектом изучения и предполагающейся профессиональной информацией, которая при проведении основной части мероприятия (беседы, встречи, производственной экскурсии) будет общей для всех учащихся класса.
На занятиях кружков, в процессе подготовки профессиональных недель, оформления выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях учащиеся с интеллектуальной недостаточностью выполняют задания, содержание которых определяется с учетом их интересов и возможностей.
IX–X классы
Для решения задачи обеспечения предварительного (первичного) профессионального выбора и последующего практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения необходимо:
более глубокое ознакомление учащихся с содержанием рекомендуемых им профессий, спросом на эти профессии на рынке труда; возможностями трудоустройства, условиями труда и его оплатой на конкретных местах трудоустройства;
формирование знаний о требованиях профессии к человеку, конкретных условиях получения профессий, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе профессионально-трудовой деятельности;
формирование устойчивого интереса к рекомендуемым и востребованным на рынке труда профессиям и воспитание соответствующих профессиональных намерений;
формирование умения использовать получаемую информацию для выбора профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и с учетом потребностей рынка труда.
В содержании профессионально-информационной работы с учащимися IX–X классов выделяются инвариантный и вариативный компоненты. Содержание инвариантного компонента определяется на основе подразделов «Рынок труда» и «Выбор профессии» раздела «Профессиональное самоопределение» учебной программы по трудовому обучению и реализуется как на учебных занятиях по трудовому обучению, так и в процессе внеучебной деятельности. Необходимо согласование содержания работы учителя трудового обучения, воспитателей, классного руководителя, педагога социального, педагога-психолога.
Вариативный компонент содержания профессионально-информационной работы определяется с учетом данных профессиональной диагностики и рекомендаций медицинских работников относительно вариантов профессиональной подготовки и перспектив трудоустройства каждого из учащихся. Имеется в виду, что содержание профессионально-информационной работы максимально дифференцируется и индивидуализируется. Его разработка осуществляется учреждением образования.
Реализация вариативного компонента содержания профессионально-информационной работы осуществляется главным образом через профессиональную консультацию. Особое внимание необходимо уделять профессиональной информации, необходимой для ориентации каждого из учащихся на определенную профессию или максимально ограниченный круг профессий, рекомендуемых для его профессиональной подготовки и трудоустройства.
Взаимодействие учреждений общего среднего, специального образования с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, общественными объединениями, родителями
Для реализации задач профессионального самоопределения учащихся с особенностями психофизического развития необходимо обеспечить взаимосвязанную и взаимосогласованную работу различных учреждений и организаций, что предусмотрено Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. В ней достаточно четко определены функции разных министерств и подведомственных им учреждений и организаций в управлении системой профессиональной ориентации. В частности, определены функции специалистов кабинета медико-профессиональной реабилитации, являющегося структурным подразделением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК), и в числе этих функций проведение профессиональной диагностики, профессионального подбора, профессиональной консультации детей-инвалидов в целях выбора профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, конъюктуре рынка труда и возможности последующего трудоустройства.
Важнейшими функциями учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования являются:
создание на их базе профессиональных консультационных пунктов с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;
организация профессиональных проб.
Значимым является и сотрудничество учреждений общего среднего, специального образования с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите, в особенности по вопросам профессионального информирования учащихся.
Существенное влияние на выбор учащимися решения о продолжении учебы и получении профессии может оказать также сотрудничество с общественными объединения (ОО БелОГ, ОО БелОИ, ОО БелТИЗ), которое осуществляется в соответствии с родом их деятельности.
Рекомендации о выборе профессионального пути вырабатываются специалистами и согласуются с законными представителями. Целенаправленная работа с законными представителями является условием решения задач подготовки к профессиональному самоопределению всех категорий учащихся с особенностями психофизического развития, т. к. именно позиция родителей зачастую оказывается решающей.
Основные показатели эффективности подготовки учащихся
с особенностями психофизического развития
к профессиональному самоопределению
Эффективность подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению определяется:
владением профессиональной информацией, необходимой для осуществления профессионального выбора (о содержании профессий, о путях их получения, об условиях и оплате труда, о потребностях рынка труда в представителях определенных профессий и т. д.);
знанием своих индивидуальных особенностей (состояния здоровья, способностей, реальных возможностей и др.);
наличием профессионального выбора (выбора профессии и путей ее получения).
Подготовленность учащихся с интеллектуальной недостаточностью к профессиональному самоопределению может быть изучена с помощью вопросов и заданий Приложения 2.
Методические рекомендации разработаны Шинкаренко В.А., заведующим кафедрой олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидатом педагогических наук, доцентом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы профессиональной ориентации
Категории учащихся
|
Этапы в соответствии
со ступенями общего среднего образования
и классами
|
Задачи этапов
|
Осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования (с нарушениями зрения, нарушением слуха, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи)
|
I ступень общего среднего образования;
I–IV(V) классы*
|
Провести подготовительную (пропедевтическую) работу по обеспечению профессионального выбора
|
II ступень общего среднего образования;
V(VI)–IX(X) классы*
|
Обеспечить предварительный (первичный) профессиональный выбор.
Обеспечить практическое принятие решения о выборе профессии и путях ее получения (в связи с поступлением в учреждение профессионально-технического или среднего специального образования – IX(X) классы)
|
III ступень общего среднего образования;
X(XI)–XI(XII) классы*
|
Уточнить (скорректировать) предварительный (первичный) профессиональный выбор. Обеспечить практическое принятие решения о выборе профессии и путях ее получения
|
Осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
|
I–V классы
|
Провести подготовительную (пропедевтическую) работу по обеспечению профессионального выбора
|
VI–VIII классы
|
Повысить уровень предварительной подготовки к осуществлению профессионального выбора, обеспечить практически-действенное освоение разных видов труда
|
IX–X классы
|
Обеспечить предварительный (первичный) профессиональный выбор и последующее практическое принятие решения о выборе профессии и путях ее получения
|
*C учетом сроков обучения в соответствии с образовательным стандартом «Специальное образование (Основные нормативы и требования)»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопросы и задания для изучения подготовленности учащихся
с интеллектуальной недостаточностью к профессиональному самоопределению
Представленные ниже вопросы и задания предназначены для изучения подготовленности к профессиональному самоопределению учащихся IX–X классов, обучающихся по программам первого отделения вспомогательной школы (учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью) и выявляют:
знания округе доступных им профессий;
знания опутях полученияпрофессий;
профессиональные намерения;
представления учащихся об источниках информации, содержаших сведения о потребностях своего региона в кадрах;
умение пользоваться Интернетом для получения информации о потребности в кадрах.
При необходимости вопросы и задания следует разъяснять.
Вопросы и задания
- Из называемых педагогом профессий (юрист, столяр, бухгалтер, дворник, экономист, маляр, штукатур, медсестра, животновод, врач, швея, библиотекарь, воспитатель, агроном, кассир, уборщик территорий, учитель, цветовод) указывать те, которыми учащийся может овладевать по окончании X класса.
- Назвать три любые другие профессии, которыми учащийсяможет овладевать по окончании X класса.
- Назвать знакомые учреждения профессионально-технического образования.
- Назвать профессии, по которым проводится профессиональная подготовка в своей школе (для учащихся вспомогательных школ с классами углубленной социальной и профессиональной подготовки).
- Из называемых педагогом профессий (дворник, маляр, врач, штукатур, учитель, животновод, воспитатель, агроном, цветовод, уборщик территорий) указывать те, которым можно обучиться в учреждениях профессионально-технического образования.
- Назвать любое учреждение образования, в котором обучают определенной профессии (поочередно предлагаются названия профессий, которые учащийся называл в ответе на второй вопрос).
- Выбрать один из предполагаемых вариантов ответа о занятиях по окончании X класса (буду продолжать учебу; буду работать; не знаю).
Если учащийся выражает намерение продолжать учебу, ему предлагаются следующие вопросы:
– В каком учреждении образования ты хочешь продолжить учебу?
– Какую профессию ты хочешь там получить?
– Где ты сможешь работать по этой профессии?
– Сколько ты рассчитываешь зарабатывать?
Если учащийся выражает намерение трудоустроиться, задаются следующие вопросы:
– Почему ты хочешь сразу устроиться на работу, а не продолжать учиться?
– Где ты хочешь работать по окончании X класса?
– Назови профессию, по которой ты хочешь работать по окончании X класса? (После ответа на данный вопрос в процессе беседы выясняется, знает ли учащийся, в каких учреждениях образования можно получить названную профессию).
– Сколько ты рассчитываешь зарабатывать?
8. Сказать, где можно узнать, в работниках каких профессий нуждаются разные предприятия и учреждения?
9. Сказать, сумеет ли учащийся использовать Интернет для того, чтобы узнать, какие предприятия и организации г. Минска и Минской области (или другого региона в соответствии с местом жительства учащегося) нуждаются в малярах или представителях какой-либо другой профессии.
Если учащийся дает положительный ответ, то ему предоставлется подключенный к сети Интернет компьютер и предлагается выполнить соответствующее вопросу практическое задание.
Результаты выполнения указанных выше вопросов и заданий подвергаются качественному анализу (См.: Кучук, В. О. Состояние знаний в области профессиональной информации у выпускников вспомогательных школ / В. О. Кучук // Весці БДПУ. Серыя 1. – 2013. – № 1. – С. 12–15).
раскрыть » / « свернуть